20-е годы
В 1920-м Князь Дмитрий Павлович Романов знакомит Коко с Эрнестом Бо и парфюмер презентует Шанель две серии ароматов под номерами от 1 до 5 и от 20 до 24, из которых она выбирает флакон с любимой цифрой.
5 мая 1921г. в Париже была произведена презентация нового парфюма.
О создании флакона существуют несколько легенд: по одной из них прообразом стала обычная аптечная склянка успокоительных капель, которые принимала мадмуазель, по другой – флакон был создан Шанель наподобие туалетных принадлежностей погибшего возлюбленного, Артуре Кейпеле, в память о котором Коко в 1919 создала свое «маленькое черное платье».
Первый флакон имел тонкие стенки и небольшую прямоугольную этикетку.
На выставке The N°5 CULTURE CHANEL можно увидеть первую упаковку и флакон духов, хотя у меня этот флакон вызывает недоумение: известный факт — логотип впервые появился на флаконе в 1925 г., каким образом он попал на бутылочку, созданную в 1921?
Не видно этот логотип и на карикатурах тех лет …
Простые элегантные геометрические формы в дальнейшем станут визитной карточкой не только № 5, но и других парфюмов Шанель.
Новый парфюм был готов, но Коко не спешила с продажами — она подарила 100 флаконов приятельницам из самых шикарных кругов и весть о новом аромате моментально разлетелась по всем слоям общества. Когда же в 1922 духи были пущены в продажу (исключительно в Доме Шанель по адресу Рю Камбон 31), они сразу стали очень популярными среди покупателей.
Продажи аромата росли и появилась необходимость в модернизации — возникли сложности с дистрибуцией хрупкого флакончика.
В 1924 Жан Элло разрабатывает новый флакон Chanel № 5, который в будущем будет признан всемирно узнаваемым экспонатом (с 1959 года находится в постоянной экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке).
Флакон еще не раз будет претерпевать изменения, сохраняя основные визуальные элементы.
Коко Шанель придавала значение не только цифрам: колпачок Chanel № 5 напоминает очертания площади Вандом, на которую мадмуазель смотрела из окон номера Ritz, даже зеркала в её квартире имеют аналогичную символическую форму.
В 1925 на флаконе Chanel № 5 впервые появляется известный миру логотип.
По одной из версий, логотип представляет собой переплетенные подковы, символы успеха и удачи, заимствованные с ювелирного эскиза Михаила Врубеля, по другой — перерисован с эмблемы Екатерины Медичи, удачно сочетающейся с инициалами Сосо Chanel.
Версия с Врубелем мне кажется «притянутой за уши», а вот вензеля Медичи — это то, что явно оказало влияние на форму логотипа Chanel.
На официальном сайте марки опубликовано, что логотип создала Габриэль, вдохновлённая витражом часовни монастыря из своего детства.
Первое объявление в прессе о Chanel № 5 было напечатано в 1924 в The New York Times, но графические рекламные модули появятся только через несколько лет, уже в 30-х годах. В 20-х же годах основная реклама – «сарафанное радио» и каталоги.
История легендарного аромата Chanel №5
Создание легенды: история в фотографиях (20-е годы)
Создание легенды: история в фотографиях (30-е / 40-е годы)
Создание легенды: история в фотографиях (50-е годы)
Создание легенды: история в фотографиях (60-е годы)
Создание легенды: история в фотографиях (70-е годы)